Основы программирования

Глава 5 - ОСНОВНЫЕ ОПЕРАЦИИ
Индекс материала
Глава 5
ОСНОВНЫЕ ОПЕРАЦИИ
Операция сложения: +
Операция вычитания: -
Операция умножения: *
Операция деления: /
Порядок выполнения операций
НЕКОТОРЫЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ
Операции увеличения и уменьшения: ++ и --
Операция уменьшения: --
Старшинство операций
Не будьте слишком умными
ВЫРАЖЕНИЯ И ОПЕРАТОРЫ
Составные операторы (блоки)
Резюме: выражения и операторы
ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ТИПОВ
Операция приведения
Резюме: операции в языке Си
ПРИМЕР ПРОГРАММЫ
ЧТО ВЫ ДОЛЖНЫ БЫЛИ УЗНАТЬ В ЭТОЙ ГЛАВЕ
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Все страницы

"Операции" в языке Си применяются для представления арифметических действий. Например, выполнение операции + приводит к сложению двух величин, стоящих слева и справа от этого знака. Если слово "операция" кажется вам странным, подумайте тогда, как назвать эти понятия. Нам слово "операция" представляется лучшим термином, чем, скажем, "арифметические транзакторы" мы рассмотрим операции =, +, -, * и /. (В языке Си нет операции возведения в степень. В одной из следующих глав будет представлена программа, реализующая данную функцию).

В языке Си знак равенства не означает "равно". Он означает операцию присваивания некоторого значения. С помощью оператора

bmw = 2002,

переменной с именем bmw присваивается значение 2002, т.е. элемент слева от знака = - это имя переменной, а элемент справа - ее значение. Мы называем символ = "операцией присваивания". Еще раз хотим обратить ваше внимание на то, что смысл указанной строки не выражается словами "bmw равно 2002". Вместо этого нужно говорить так "присвоить переменной bmw значение 2002". В этой операции действие выполняется справа налево.

Возможно, различие между именем переменной и ее значением покажется вам незначительным. В таком случае давайте рассмотрим следующий сравнительно часто используемый при программировании оператор

i =i + 1;

С математической точкизрения это бессмыслица. Если вы прибавляете единицу к конечному числу, результат не может быть равен исходному числу. Но как оператор присваивания данная строка имеет вполне определенный смысл, который можно выразить, например, такой длинной фразой "Взять значение переменной с именем i, к нему прибавить 1, а затем присвоить новое значение переменной с именем i".

i = i + 1,

РИС. 5.1.

Оператор вида

2002 = bmw,

на языке Си не имеет смысла, поскольку 2002 - число. Вы не можете присвоить константе какое-то значение; ее значением является она сама. Поэтому, сидя за клавиатурой, помните, что элемент, стоящий слева от знака =, всегда должен быть именем переменной.

Тем из вас, кто предпочитает знать правильные названия понятий, скажем, что вместо использованного ранее термина "элемент" обычно употребляют слово "операнд". Операнды - это то, над чем выполняются операции. Например, вы можете описать процесс "поедания" гамбургера как применение операции "поедание" к oпeранду "гамбургер"1).

Операция присваивания в языке Си представляется несколько более интересной, чем в большинстве других языков. Попробуйте выполнить приведенную ниже короткую программу.

/* таблица результатов турнира по гольфу */
main( ) {
int Jane, tarzan, cheeta, cheeta = tarzan = jane = 68;
printf("cheeta tarzan jane\n");
printf("Cчет первой партии %4d %8d %8d \n", cheeta, tarzan, jane);
}

В то время как многие языки запрещают применять такое троиное присваивание, присутствующее в данной программе, для Си это обычная практика. Присваивания выполняются справа налево сначала переменная jane получает значение 68, затем переменная tarzan и наконец переменная cheeta. Результат выглядит так:

cheeta     tarzan  jane
Счет первой партии 68 68 68

В языке Си имеется несколько других операции присваивания, которые отличаются от операции, описанной в данном разделе, и мы обещаем рассказать о них в следующей главе.



 
ремонт macbook . упаковка мебели