Основы программирования

Методы анализа - Методика Джексона
Индекс материала
Методы анализа
Описание потоков данных и процессов
Описание потоков данных и процессов
Методы анализа, ориентированные на структуры данных
Методика Джексона
Шаг объект-структура
Шаг начального моделирования
Контрольные вопросы
Основы проектирования программных систем
Особенности этапа проектирования
Структурирование системы
Моделирование управления
Декомпозиция подсистем на модули
Связность модуля
Функциональная связность
Коммуникативная связность
Временная связность
Связность по совпадению
Сцепление модулей
Контрольные вопросы
Классические методы проектирования
Проектирование для потока данных типа «преобразование»
Проектирование для потока данных типа «запрос»
Доопределение функций
Учет системного времени
Структурное тестирование программного обеспечения
Тестирование «черного ящика»
Потоковый граф
Цикломатическая сложность
Шаги способа тестирования базового пути
Тестирование ветвей и операторов отношений
Тестирование циклов
Неструктурированные циклы
Функциональное тестирование программного обеспечения
Способ разбиения по эквивалентности
Способ анализа граничных значений
Способ диаграмм причин-следствий
Организация процесса тестирования программного обеспечения
Тестирование интеграции
Восходящее тестирование интеграции
Системное тестирование
Стрессовое тестирование
Все страницы

 

Методика Джексона

 

Метод Джексона (1975) включает 6 шагов [39]. Три шага выполняются на этапе анализа, а остальные — на этапе проектирования.

1. Объект-действие. Определяются объекты — источники или приемники информации и действия — события реального мира, воздействующие на объекты.

2. Объект-структура. Действия над объектами представляются диаграммами Джексона.

3. Начальное моделирование. Объекты и действия представляются как обрабатывающая модель. Определяются связи между моделью и реальным миром.

4. Доопределение функций. Выделяются и описываются сервисные функции.

5. Учет системного времени. Определяются и оцениваются характеристики планирования будущих процессов.

6. Реализация. Согласование с системной средой, разработка аппаратной платформы.

Шаг объект-действие

 

Начинается с определения проблемы на естественном языке.

Пример:

Разработать компьютерную систему для обслуживания университетских перевозок. Университет размещается на двух территориях. Для перемещения студентов используется один транспорт. Он перемещается между двумя фиксированными остановками. На каждой остановке имеется кнопка вызова.

При нажатии кнопки:

q если транспорт на остановке, то студенты заходят в него и перемещаются на другую остановку;

q если транспорт в пути, то студенты ждут прибытия на другую остановку, приема студентов и возврата на текущую остановку;

q если транспорт на другой остановке, то он ее покидает, прибывает на текущую остановку и принимает студентов, нажавших кнопку.

Транспорт должен стоять на остановке до появления запроса на обслуживание.

Описание исследуется для выделения объектов. Производится грамматический разбор. Возможны следующие кандидаты в объекты: территория, студенты, транспорт, остановка, кнопка. У нас нет нужды прямо использовать территорию, студентов, остановку — все они лежат вне области модели и отвергаются как возможные объекты. Таким образом, мы выбираем объекты транспорт и кнопка.

Для выделения действий исследуются все глаголы описания.

Кандидатами действий являются: перемещаться, прибывает, нажимать, принимать, покидать. Мы отвергаем перемещаться, принимать потому, что они относятся к студентам, а студенты не выделены как объект. Мы выбираем действия: прибывает, нажимать, покидать.

Заметим, что при выделении объектов и действий возможны ошибки. Например, отвергнув студентов, мы лишились возможности исследовать загрузку транспорта. Впрочем, список объектов и действий может модифицироваться в ходе дальнейшего анализа.