Всё для программиста

Основы объектно-ориентированного представления программных систем
Индекс материала
Основы объектно-ориентированного представления программных систем
Инкапсуляция
Модульность
Иерархическая организация
Объекты
Виды отношений между объектами
Видимость объектов
Общая характеристика классов
Виды отношений между классами
Наследование
Полиморфизм
Агрегация
Зависимость
Базис языка визуального моделирования
Предметы в UML
Отношения в UML
Диаграммы в UML
Механизмы расширения в UML
Статические модели объектно-ориентированных программных систем
Операции
Отношения в диаграммах классов
Деревья наследования
Динамические модели объектно-ориентированных программных систем
Действия в состояниях
Вложенные состояния
Диаграммы взаимодействия
Диаграммы последовательности
Актеры и элементы Use Case
Работа с элементами Use Case
Подпотоки
Пример диаграммы Use Case
Построение модели требований
Определение элементов Use Case
Уточнение модели требований
Кооперации и паттерны
Паттерн Наблюдатель
Паттерн Компоновщик
Паттерн Команда
Бизнес-модели
Все страницы

Основы объектно-ориентированного представления программных систем

 

Девятая глава вводит в круг вопросов объектно-ориентированного представления программных систем. В этой главе рассматриваются: абстрагирование понятий проблемной области, приводящее к формированию классов; инкапсуляция объектов, обеспечивающая скрытность их характеристик; модульность как средство упаковки набора классов; особенности построения иерархической структуры объектно-ориентированных систем. Последовательно обсуждаются объекты и классы как основные строительные элементы объектно-ориентированного ПО. Значительное внимание уделяется описанию отношений между объектами и классами.

Принципы объектно-ориентированного представления программных систем

 

Рассмотрение любой сложной системы требует применения техники декомпозиции — разбиения на составляющие элементы. Известны две схемы декомпозиции: алгоритмическая декомпозиция и объектно-ориентированная декомпозиция.

В основе алгоритмической декомпозиции лежит разбиение по действиям — алгоритмам. Эта схема представления применяется в обычных ПС.

Объектно-ориентированная декомпозиция обеспечивает разбиение по автономным лицам — объектам реального (или виртуального) мира. Эти лица (объекты) — более «крупные» элементы, каждый из них несет в себе и описания действий, и описания данных.

Объектно-ориентированное представление ПС основывается на принципах абстрагирования, инкапсуляции, модульности и иерархической организации. Каждый из этих принципов не нов, но их совместное применение рассчитано на проведение объектно-ориентированной декомпозиции. Это определяет модификацию их содержания и механизмов взаимодействия друг с другом. Обсудим данные принципы [22], [32], [41], [59], [64], [66].

Абстрагирование

 

Аппарат абстракции — удобный инструмент для борьбы со сложностью реальных систем. Создавая понятие в интересах какой-либо задачи, мы отвлекаемся (абстрагируемся) от несущественных характеристик конкретных объектов, определяя только существенные характеристики. Например, в абстракции «часы» мы выделяем характеристику «показывать время», отвлекаясь от таких характеристик конкретных часов, как форма, цвет, материал, цена, изготовитель.

Итак, абстрагирование сводится к формированию абстракций. Каждая абстракция фиксирует основные характеристики объекта, которые отличают его от других видов объектов и обеспечивают ясные понятийные границы.

Абстракция концентрирует внимание на внешнем представлении объекта, позволяет отделить основное в поведении объекта.от его реализации. Абстракцию удобно строить путем выделения обязанностей объекта.

Пример: физический объект — датчик скорости, устанавливаемый на борту летательного аппарата (ЛА). Создадим его абстракцию. Для этого сформулируем обязанности датчика:

q       знать проекцию скорости ЛА в заданном направлении;

q       показывать текущую скорость;

q       подвергаться настройке.

Теперь опишем абстракцию датчика. Описание сформулируем как спецификацию класса на языке Ada 95 [4]:

Package Класс_ДатчикСкорости is

subtype Скорость is Float range ...

subtype Направление is Natural range ...

type ДатчикСкорости is tagged private;

function НовыйДатчик(нокер: Направление)

return ДатчикСкорости:

function ТекущаяСкорость (the: ДатчикСкорости)

return Скорость;

procedure Настраивать(the: in out ДатчикСкорости;

ДействитСкорость: Скорость);

private — закрытая часть спецификации

-- полное описание типа ДатчикСкорости

end Класс_ДатчикСкорости;

Здесь Скорость и Направление — вспомогательные подтипы, обеспечивающие задание операций абстракции (НовыйДатчик, ТекущаяСкорость, Настраивать). Приведенная абстракция — это только спецификация класса датчика, настоящее его представление скрыто в приватной части спецификации и теле класса. Класс ДэтчикСкорости — еще не объект. Собственно датчики — это его экземпляры, и их нужно создать, прежде чем с ними можно будет работать. Например, можно написать так:

ДатчикПродольнойСкорости : ДатчикСкорости;

ДатчикПоперечнойСкорости : ДатчикСкорости;

ДатчикНормальнойСкорости : ДатчикСкорости;