Основы программирования

Основы объектно-ориентированного представления программных систем - Статические модели объектно-ориентированных программных систем
Индекс материала
Основы объектно-ориентированного представления программных систем
Инкапсуляция
Модульность
Иерархическая организация
Объекты
Виды отношений между объектами
Видимость объектов
Общая характеристика классов
Виды отношений между классами
Наследование
Полиморфизм
Агрегация
Зависимость
Базис языка визуального моделирования
Предметы в UML
Отношения в UML
Диаграммы в UML
Механизмы расширения в UML
Статические модели объектно-ориентированных программных систем
Операции
Отношения в диаграммах классов
Деревья наследования
Динамические модели объектно-ориентированных программных систем
Действия в состояниях
Вложенные состояния
Диаграммы взаимодействия
Диаграммы последовательности
Актеры и элементы Use Case
Работа с элементами Use Case
Подпотоки
Пример диаграммы Use Case
Построение модели требований
Определение элементов Use Case
Уточнение модели требований
Кооперации и паттерны
Паттерн Наблюдатель
Паттерн Компоновщик
Паттерн Команда
Бизнес-модели
Все страницы

ГЛАВА 11. Статические модели объектно-ориентированных программных систем

 

Статические модели обеспечивают представление структуры систем в терминах базовых строительных блоков и отношений между ними. «Статичность» этих моделей состоит в том, что здесь не показывается динамика изменений системы во времени. Вместе с тем следует понимать, что эти модели несут в себе не только структурные описания, но и описания операций, реализующих заданное поведение системы. Основным средством для представления статических моделей являются диаграммы классов [8], [23], [53], [67]. Вершины диаграмм классов нагружены классами, а дуги (ребра) — отношениями между ними. Диаграммы используются:

q       в ходе анализа — для указания ролей и обязанностей сущностей, которые обеспечивают поведение системы;

q       в ходе проектирования — для фиксации структуры классов, которые формируют системную архитектуру.

Вершины в диаграммах классов

 

Итак, вершина в диаграмме классов — класс. Обозначение класса показано на рис. 11.1.

 

Рис. 11.1. Обозначение класса

 

Имя класса указывается всегда, свойства и операции — выборочно. Предусмотрено задание области действия свойства (операции). Если свойство (операция) подчеркивается, его областью действия является класс, в противном случае областью Действия является экземпляр (рис. 11.2).

Что это значит? Если областью действия свойства является класс, то все его экземпляры (объекты) используют общее значение этого свойства, в противном случае у каждого экземпляра свое значение свойства.

 

Рис. 11.2. Свойства уровней класса и экземпляра

 

Свойства

 

Общий синтаксис представления свойства имеет вид

Видимость Имя [Множественность]: Тип = НачальнЗначение {Характеристики}

Рассмотрим видимость и характеристики свойств.

В языке UML определены три уровня видимости:

public

 

protected

 

private

Любой клиент класса может использовать свойство (операцию), обозначается символом +

Любой наследник класса может использовать свойство (операцию), обозначается символом #

Свойство (операция) может использоваться только самим классом, обозначается символом -

ПРИМЕЧАНИЕ

Если видимость не указана, считают, что свойство объявлено с публичной видимостью.

 

Определены три характеристики свойств:

changeable

addOnly

 

frozen

Нет ограничений на модификацию значения свойства

Для свойств с множественностью, большей единицы; дополнительные значения могут быть добавлены, но после создания значение не может удаляться или изменяться

После инициализации объекта значение свойства не изменяется

ПРИМЕЧАНИЕ

Если характеристика не указана, считают, что свойство объявлено с характеристикой changeable.

 

Примеры объявления свойств:

начало

+ начало

начало : Координаты

имяфамилия [0..1] : String

левыйУгол : Координаты=(0, 10)

сумма : Integer {frozen}

Только имя

Видимость и имя

Имя и тип

Имя, множественность, тип

Имя, тип, начальное значение

Имя и характеристика