Основы программирования

Детальное описание тут - юридический адрес 30 ифнс - все подробности на нашем сайте!
Основы объектно-ориентированного представления программных систем - Паттерн Компоновщик
Индекс материала
Основы объектно-ориентированного представления программных систем
Инкапсуляция
Модульность
Иерархическая организация
Объекты
Виды отношений между объектами
Видимость объектов
Общая характеристика классов
Виды отношений между классами
Наследование
Полиморфизм
Агрегация
Зависимость
Базис языка визуального моделирования
Предметы в UML
Отношения в UML
Диаграммы в UML
Механизмы расширения в UML
Статические модели объектно-ориентированных программных систем
Операции
Отношения в диаграммах классов
Деревья наследования
Динамические модели объектно-ориентированных программных систем
Действия в состояниях
Вложенные состояния
Диаграммы взаимодействия
Диаграммы последовательности
Актеры и элементы Use Case
Работа с элементами Use Case
Подпотоки
Пример диаграммы Use Case
Построение модели требований
Определение элементов Use Case
Уточнение модели требований
Кооперации и паттерны
Паттерн Наблюдатель
Паттерн Компоновщик
Паттерн Команда
Бизнес-модели
Все страницы
Паттерн Компоновщик

 

Паттерн Компоновщик (Composite) обеспечивает представление иерархий часть-целое, объединяя объекты в древовидные структуры.

Проблема. Очень часто возникает необходимость создавать маленькие компоненты (примитивы), объединять их в более крупные компоненты (контейнеры), более крупные компоненты соединять в большие компоненты, большие компоненты — в огромные и т. д. При этом клиентам приходится различать компоненты-примитивы и компоненты-контейнеры, работать с ними по-разному. Это усложняет приложение. Паттерн Компоновщик позволяет ликвидировать это различие, его можно применять в следующих случаях:

q       необходимо построить иерархию объектов вида часть-целое;

q       нужно унифицировать использование как составных, так и индивидуальных объектов.

Решение. Ключевым элементом решения является абстрактный класс Компонент, который является одновременно и примитивом, и контейнером. В нем объявлены:

q       абстрактная операция примитива Работать( );

q       абстрактные операции контейнера — управления примитивами-потомками Добавить(Компонент) и Удалить(Компонент), а также доступа к потомку Получить-Потомка().

Структурная составляющая паттерна Компоновщик представлена на рис. 12.51.

 

Рис. 12.51. Структурная составляющая паттерна Компоновщик

 

Из рисунка видно, что с помощью паттерна организуется рекурсивная композиция.

Класс Компонент служит простым элементом дерева, класс Компоновщик является рекурсивным элементом, а класс Лист — конечным элементом дерева. Класс Компонент служит родителем классов Лист и Компоновщик. Отметим, что класс Компоновщик является агрегатом составных частей — экземпляров класса Компонент (таким образом задается рекурсия).

Клиенты используют интерфейс класса Компонент для взаимодействия с объектами дерева. Если получателем запроса клиента является объект-лист, то он и обрабатывает запрос. Если же получателем является составной объект-компоновщик, то он перенаправляет запрос своим потомкам, возможно выполняя дополнительные действия до или после перенаправления.

Результаты. Паттерн определяет иерархии, состоящие из классов-примитивов и классов-контейнеров, облегчает добавление новых разновидностей компонентов. Он упрощает организацию клиентов (клиент не должен учитывать специфику адресуемого объекта). Недостаток применения паттерна — трудность в наложении ограничений на объекты, которые можно включать в композицию.

Обозначение паттерна Компоновщик приведено на рис. 12.52, где показано, что у него три параметра настройки — компонент, компоновщик и лист.

Настройку паттерна на графическое приложение иллюстрирует рис. 12.53.

 

Рис. 12.52. Обозначение паттерна Компоновщик

 

 

Рис. 12.53. Настройка паттерна Компоновщик

 

В этом случае основной операцией приложения становится операция Рисовать(). Подразумевается, что такая операция входит в состав каждого из подключаемых классов, то есть классов Рисунок, Прямоугольник и Графический элемент. Операции Рисовать() должны заместить операции Работать() в классах паттерна.