Основы программирования

Основы объектно-ориентированного представления программных систем - Видимость объектов
Индекс материала
Основы объектно-ориентированного представления программных систем
Инкапсуляция
Модульность
Иерархическая организация
Объекты
Виды отношений между объектами
Видимость объектов
Общая характеристика классов
Виды отношений между классами
Наследование
Полиморфизм
Агрегация
Зависимость
Базис языка визуального моделирования
Предметы в UML
Отношения в UML
Диаграммы в UML
Механизмы расширения в UML
Статические модели объектно-ориентированных программных систем
Операции
Отношения в диаграммах классов
Деревья наследования
Динамические модели объектно-ориентированных программных систем
Действия в состояниях
Вложенные состояния
Диаграммы взаимодействия
Диаграммы последовательности
Актеры и элементы Use Case
Работа с элементами Use Case
Подпотоки
Пример диаграммы Use Case
Построение модели требований
Определение элементов Use Case
Уточнение модели требований
Кооперации и паттерны
Паттерн Наблюдатель
Паттерн Компоновщик
Паттерн Команда
Бизнес-модели
Все страницы
Видимость объектов

 

Рассмотрим два объекта, А и В, между которыми имеется связь. Для того чтобы объект А мог послать сообщение в объект В, надо, чтобы В был виден для А.

В примере из предыдущего подраздела объект РабочийКонтроллер должен видеть объект РабочийГрафик (чтобы иметь возможность использовать его как аргумент в операции Обрабатывать).

Различают четыре формы видимости между объектами.

1. Объект-поставщик (сервер) глобален для клиента.

2. Объект-поставщик (сервер) является параметром операции клиента.

3. Объект-поставщик (сервер) является частью объекта-клиента.

4. Объект-поставщик (сервер) является локально объявленным объектом в операции клиента.

На этапе анализа вопросы видимости обычно опускают. На этапах проектирования и реализации вопросы видимости по связям обязательно должны рассматриваться.

Агрегация

 

Связи обозначают равноправные (клиент-серверные) отношения между объектами. Агрегация обозначает отношения объектов в иерархии «целое/часть». Агрегация обеспечивает возможность перемещения от целого (агрегата) к его частям (свойствам).

В примере из подраздела «Связи» объект РабочийКонтроллер имеет свойство регулятор, чьим классом является РегуляторУгла. Поэтому объект РабочийКонтроллер является агрегатом (целым), а экземпляр РегулятораУгла — одной из его частей. Из РабочегоКонтроллера всегда можно попасть в его регулятор. Обратный же переход (из части в целое) обеспечивается не всегда.

Агрегация может обозначать, а может и не обозначать физическое включение части в целое. На рис. 9.7 приведен пример физического включения (композиции) частей (Двигателя, Сидений, Колес) в агрегат Автомобиль. В этом случае говорят, что части включены в агрегат по величине.

 

Рис. 9.7. Физическое включение частей в агрегат

 

На рис. 9.8 приведен пример нефизического включения частей (Студента, Преподавателя) в агрегат Вуз. Очевидно, что Студент и Преподаватель являются элементами Вуза, но они не входят в него физически. В этом случае говорят, что части включены в агрегат по ссылке.

 

Рис. 9.8. Нефизическое включение частей в агрегат

 

Итак, между объектами существуют два вида отношений — связи и агрегация. Какое из них выбрать?

При выборе вида отношения должны учитываться следующие факторы:

q       связи обеспечивают низкое сцепление между объектами;

q       агрегация инкапсулирует части как секреты целого.

Классы

 

Понятия объекта и класса тесно связаны. Тем не менее существует важное различие между этими понятиями. Класс — это абстракция существенных характеристик объекта.