Основы программирования

Женская обувь нестандартного размера купить - женские туфли 34 размера купить.
Основы UML - Рекомендации по построению диаграмм классов
Индекс материала
Основы UML
Класс
Имя класса
Атрибуты класса
Операция
Отношения между классами
Отношение ассоциации
Отношение агрегации
Отношение композиции
Отношение обобщения
Интерфейсы .
Шаблоны или параметризованные классы
Рекомендации по построению диаграмм классов
Диаграмма состояний (statechart diagram)
Автоматы
Состояние
Список внутренних действий
Начальное состояние
Переход
Сторожевое условие
Выражение действия
Составное состояние и подсостояние
Параллельные подсостояния
Историческое состояние
Сложные переходы
Переходы между составными состояниями
Синхронизирующие состояния
Заключительные рекомендации по построению диаграмм состояний
Диаграмма деятельности (activity diagram)
Состояние действия
Переходы
Дорожки
Объекты
Рекомендации по построению диаграмм деятельности
Диаграмма последовательности (sequence diagram)
Объекты
Линия жизни объекта
Фокус управления
Сообщения
Ветвление потока управления
Стереотипы сообщений
Комментарии или примечания
Заключительные рекомендации по построению диаграмм последовательности
Диаграмма кооперации (collaboration diagram)
Кооперация
Диаграмма кооперации уровня спецификации
Объекты
Мультиобъект
Составной объект
Стереотипы связей
Формат записи сообщений
Заключительные рекомендации по построению диаграмм кооперации
Диаграмма компонентов (component diagram)
Компоненты
Интерфейсы
Зависимости
Рекомендации по построению диаграммы компонентов
Диаграмма развертывания (deployment diagram)
Узел
Соединения
Рекомендации по построению диаграммы развертывания
Особенности реализации языка UML
характеристика CASE-средства Rational Rose 98/2000
Особенности рабочего интерфейса Rational Rose
Стандартная панель инструментов
Специальная панель инструментов
Окно диаграммы
Окно документации
Окно журнала
Начало работы над проектом в среде Rational Rose
Разработка диаграммы вариантов использования в среде Rational Rose
Разработка диаграммы классов в среде Rational Rose
Разработка диаграммы состояний в среде Rational Rose
Разработка диаграммы последовательности в среде Rational Rose
Разработка диаграммы кооперации в среде Rational Rose
Разработка диаграммы компонентов в среде Rational Rose
Разработка диаграммы развертывания в среде Rational Rose
Заключение
Все страницы



5.6. Рекомендации по построению диаграмм классов

Процесс разработки диаграммы классов занимает центральное место в ООАП сложных систем. От умения правильно выбрать классы и установить между ними взаимосвязи часто зависит не только успех процесса проектирования, но и производительность выполнения программы. Как показывает практика ООП, каждый программист в своей работе стремится в той или иной степени использовать уже накопленный личный опыт при разработке новых проектов. Это обусловлено желанием свести новую задачу к уже решенным, чтобы иметь возможность использовать не только проверенные фрагменты программного кода, но и отдельные компоненты в целом (библиотеки компонентов).
Такой стереотипный подход позволяет существенно сократить сроки реализации проекта, однако приемлем лишь в том случае, когда новый проект концептуально и технологически не слишком отличается от предыдущих. В противном случае платой за сокращение сроков проекта может стать его реализация на устаревшей технологической базе. Что касается собственно объектной структуризации предметной области, то здесь уместно придерживаться тех рекомендаций, которые накоплены в ООП. Они широко освещены в литературе [1, 2, 4, 10, 13, 18, 20] и поэтому здесь не рассматриваются.
При определении классов, атрибутов и операций и задании их имен и типов перед отечественными разработчиками всегда встает невольный вопрос: какой из языков использовать в качестве естественного, русский или английский? С одной стороны, использование родного языка для описания модели является наиболее естественным способом ее представления и в наибольшей степени отражает коммуникативную функцию модели системы. С другой стороны, разработка модели является лишь одним из этапов разработки соответствующей системы, а применение инструментальных средств для ее реализации в абсолютном большинстве случаев требует использования англоязычных терминов. Именно поэтому возникает характерная неоднозначность, с которой, по-видимому, совершенно незнакома англоязычная аудитория.
Отвечая на поставленный выше вопрос, следует отметить, что наиболее целесообразно придерживаться следующих рекомендаций. При построении диаграммы вариантов использования, являющейся наиболее общей концептуальной моделью проектируемой системы, применение русскоязычных терминов является не только оправданным с точки зрения описания структуры предметной области, но и эффективным с точки зрения коммуникативного взаимодействия с заказчиком и пользователями. При построении остальных типов диаграмм следует придерживаться разумного компромисса.
В частности, на начальных этапах разработки диаграмм целесообразность использования русскоязычных терминов вполне очевидна и оправдана. Однако, по мере готовности графической модели для реализации в виде программной системы и передачи ее для дальнейшей работы программистам, акцент может смещаться в сторону использования англоязычных терминов, которые в той или иной степени отражают особенности языка программирования, на котором предполагается реализация данной модели.
Более того, использование CASE-инструментариев для автоматизации ООАП, чаще всего, накладывает свои собственные требования на язык спецификации моделей. Именно по этой причине большинство примеров в литературе даются в англоязычном представлении, а при их переводе на русский может быть утрачена не только точность формулировок, но и семантика соответствующих понятий.
После разработки диаграммы классов процесс ООАП может быть продолжен в двух направлениях. С одной стороны, если поведение системы тривиально, то можно приступить к разработке диаграмм кооперации и компонентов. Однако для сложных динамических систем поведение представляет важнейший аспект их функционирования. Детализация поведения осуществляется последовательно при разработке диаграмм состояний, последовательности и деятельности. К изучению первой из них мы и приступим в главе 6.