Основы программирования

Основы UML - Компоненты
Индекс материала
Основы UML
Класс
Имя класса
Атрибуты класса
Операция
Отношения между классами
Отношение ассоциации
Отношение агрегации
Отношение композиции
Отношение обобщения
Интерфейсы .
Шаблоны или параметризованные классы
Рекомендации по построению диаграмм классов
Диаграмма состояний (statechart diagram)
Автоматы
Состояние
Список внутренних действий
Начальное состояние
Переход
Сторожевое условие
Выражение действия
Составное состояние и подсостояние
Параллельные подсостояния
Историческое состояние
Сложные переходы
Переходы между составными состояниями
Синхронизирующие состояния
Заключительные рекомендации по построению диаграмм состояний
Диаграмма деятельности (activity diagram)
Состояние действия
Переходы
Дорожки
Объекты
Рекомендации по построению диаграмм деятельности
Диаграмма последовательности (sequence diagram)
Объекты
Линия жизни объекта
Фокус управления
Сообщения
Ветвление потока управления
Стереотипы сообщений
Комментарии или примечания
Заключительные рекомендации по построению диаграмм последовательности
Диаграмма кооперации (collaboration diagram)
Кооперация
Диаграмма кооперации уровня спецификации
Объекты
Мультиобъект
Составной объект
Стереотипы связей
Формат записи сообщений
Заключительные рекомендации по построению диаграмм кооперации
Диаграмма компонентов (component diagram)
Компоненты
Интерфейсы
Зависимости
Рекомендации по построению диаграммы компонентов
Диаграмма развертывания (deployment diagram)
Узел
Соединения
Рекомендации по построению диаграммы развертывания
Особенности реализации языка UML
характеристика CASE-средства Rational Rose 98/2000
Особенности рабочего интерфейса Rational Rose
Стандартная панель инструментов
Специальная панель инструментов
Окно диаграммы
Окно документации
Окно журнала
Начало работы над проектом в среде Rational Rose
Разработка диаграммы вариантов использования в среде Rational Rose
Разработка диаграммы классов в среде Rational Rose
Разработка диаграммы состояний в среде Rational Rose
Разработка диаграммы последовательности в среде Rational Rose
Разработка диаграммы кооперации в среде Rational Rose
Разработка диаграммы компонентов в среде Rational Rose
Разработка диаграммы развертывания в среде Rational Rose
Заключение
Все страницы


10.1. Компоненты

Для представления физических сущностей в языке UML применяется специальный термин – компонент (component). Компонент реализует некоторый набор интерфейсов и служит для общего обозначения элементов физического представления модели. Для графического представления компонента может использоваться специальный символ – прямоугольник со вставленными слева двумя более мелкими прямоугольниками (рис. 10.1). Внутри объемлющего прямоугольника записывается имя компонента и, возможно, некоторая дополнительная информация. Изображение этого символа может незначительно варьироваться в зависимости от характера ассоциируемой с компонентом информации.
В метамодели языка UML компонент является потомком классификатора. Он предоставляет организацию в рамках физического пакета ассоциированным с ним элементам модели. Как классификатор, компонент может иметь также свои собственные свойства, такие как атрибуты и операции.

Рис. 10.1. Графическое изображение компонента в языке UML
Так, в первом случае (рис. 10.1, а) с компонентом уровня экземпляра связывается только его имя, а во втором (рис. 10.1, б) – дополнительно имя пакета и помеченное значение.
Примечание 73

Имя компонента

Имя компонента подчиняется общим правилам именования элементов модели в языке UML и может состоять из любого числа букв, цифр и некоторых знаков препинания. Отдельный компонент может быть представлен на уровне типа или на уровне экземпляра. Хотя его графическое изображение в обоих случаях одинаковое, правила записи имени компонента несколько отличаются. Если компонент представляется на уровне типа, то в качестве его имени записывается только имя типа с заглавной буквы.
Если же компонент представляется на уровне экземпляра, то в качестве его имени записывается <имя компонента ':' имя типаХ При этом вся строка имени подчеркивается.
Примечание 74
В качестве простых имен принято использовать имена исполняемых файлов (с указанием расширения ехе после точки-разделителя), имена динамических библиотек (расширение dll), имена Web-страниц (расширение html), имена текстовых файлов (расширения txt или doc) или файлов справки (hip), имена файлов баз данных (DB) или имена файлов с исходными текстами программ (расширения h, cpp для языка C++, расширение Java для языка Java), скрипты (pi, asp) и др.
Поскольку конкретная реализация логического представления модели системы зависит от используемого программного инструментария, то и имена компонентов будут определяться особенностями синтаксиса соответствующего языка программирования.
В отдельных случаях к простому имени компонента может быть добавлена информация об имени объемлющего пакета и о конкретной версии реализации данного компонента (рис. 10.1, б). Необходимо заметить, что в этом случае номер версии записывается как помеченное значение в фигурных скобках. В других случаях символ компонента может быть разделен на секции, чтобы явно указать имена реализованных в нем интерфейсов. Такое обозначение компонента называется расширенным и рассматривается ниже в этой главе.

Виды компонентов

Поскольку компонент как элемент физической реализации модели представляет отдельный модуль кода, иногда его комментируют с указанием дополнительных графических символов, иллюстрирующих конкретные особенности его реализации. Строго.говоря, эти дополнительные обозначения для примечаний не специфицированы в языке UML. Однако их применение упрощает понимание диаграммы компонентов, существенно повышая наглядность физического представления. Некоторые из таких общепринятых обозначений для компонентов изображены ниже (рис. 10.2).
В языке UML выделяют три вида компонентов.

• Во-первых, компоненты развертывания, которые обеспечивают непосредственное выполнение системой своих функций. Такими компонентами могут быть динамически подключаемые библиотеки с расширением dll (рис. 10.2, а), Web-страницы на языке разметки гипертекста с расширением html (рис. 10.2, б) и файлы справки с расширением Ыр (рис. 10.2, в).
• Во-вторых, компоненты-рабочие продукты. Как правило – это файлы с исходными текстами программ, например, с расширениями h или срр для языка C++ (рис. 10.2, г).
• В-третьих, компоненты исполнения, представляющие исполнимые модули – файлы с расширением ехе. Они обозначаются обычным образом.


Рис. 10.2. Варианты графического изображения компонентов на диаграмме компонентов
Эти элементы иногда называют артефактами, подчеркивая при этом их законченное информационное содержание, зависящее от конкретной технологии реализации соответствующих компонентов. Более того, разработчики могут для этой цели использовать самостоятельные обозначения, поскольку в языке UML нет строгой нотации для графического представления примечаний.
Другой способ спецификации различных видов компонентов – явное указание стереотипа компонента перед его именем. В языке UML для компонентов определены следующие стереотипы:

• Библиотека (library) – определяет первую разновидность компонента, который представляется в форме динамической или статической библиотеки.
• Таблица (table) – также определяет первую разновидность компонента, который представляется в форме таблицы базы данных.
• Файл (file) – определяет вторую разновидность компонента, который представляется в виде файлов с исходными текстами программ.
• Документ (document) – определяет вторую разновидность компонента, . который представляется в форме документа.
• Исполнимый (executable) – определяет третий вид компонента, который может исполняться в узле.