Основы программирования

Самоучитель UML - Методология объектно-ориентированного анализа и проектировани
Индекс материала
Самоучитель UML
Страница 2
Методология объектно-ориентированного программирования
Основные принципы ООП
Процесс разработки программ в среде Borland/Inprise Delphi
Методология объектно-ориентированного анализа и проектировани
Появление первых CASE-средств
Методология системного анализа и системного моделирования
Математические основы
Теория графов
Примеры неориентированного (а) и ориентированного (б) деревьев
Семантические сети
Диаграммы структурного системного анализа
Диаграммы функционального моделирования
Методология IDEFO
Диаграммы потоков данных
Основные этапы развития UML
История развития языка UML
Основные компоненты языка UML
Назначение языка UML
Общая структура языка UML
Пакеты в языке UML
Основные пакеты метамодели языка UML
Пакет Элементы ядра
Пакет Вспомогательные элементы
Пакет Механизмы расширения
Пакет Типы данных
Пакет Элементы поведения
Пакет Кооперации
Пакет Автоматы
Пакет Общие механизмы
модели сложной системы
Особенности изображения диаграмм языка UML
Примечание 32
Диаграмма вариантов использования (use case diagram)
Вариант использования
Актеры
Интерфейсы
Примечания
Отношение ассоциации
Отношение расширения
Отношение обобщения
Отношение включения
Рекомендации по разработке диаграмм вариантов использования
Все страницы



1.3. Методология объектно-ориентированного анализа и проектирования

Необходимость анализа предметной области до начала написания программы была осознана давно при разработке масштабных проектов. Процесс разработки баз данных существенно отличается от написания программного кода для решения вычислительной задачи. Главное отличие заключается в том, что при проектировании базы данных возникает необходимость в предварительной разработке концептуальной схемы, которая отражала бы общие взаимосвязи предметной области и особенности организации соответствующей информации. При этом под предметной областью принято понимать ту часть реального мира, которая имеет существенное значение или непосредственное отношение к процессу функционирования программы. Другими словами, предметная область включает в себя только те объекты и взаимосвязи между ними, которые необходимы для описания требований и условий решения некоторой задачи.
Выделение исходных или базовых компонентов предметной области, необходимых для решения той или иной задачи, представляет, в общем случае, нетривиальную проблему. Сложность данной проблемы проявляется в неформальном характере процедур или правил, которые можно применять для этой цели. Более того, такая работа должна выполняться совместно со специалистами или экспертами, хорошо знающими предметную область. Например, если разрабатывается база данных для обслуживания пассажиров крупного аэропорта, то в проектировании концептуальной схемы базы данных должны принимать участие штатные сотрудники данного аэропорта. Эти сотрудники должны хорошо знать весь процесс обслуживания пассажиров или данную предметную область.
Для выделения или идентификации компонентов предметной области было предложено несколько способов и правил. Сам этот процесс получил название концептуализации предметной области. При этом под компонентой понимают некоторую абстрактную единицу, которая обладает функциональностью, т. е. может выполнять определенные действия, связанные с решением поставленных задач. На предварительном этапе концептуализации рекомендуется использовать так называемые CRC-карточки (Component, Responsibility, Collaborator– компонента, обязанность, сотрудники) [1]. Для каждой выделенной компоненты предметной области разрабатывается собственная CRC-карточка (рис. 1.6).

Рис. 1.6. Общий вид CRC-карточки для описания компонентов предметной области
Появление методологии ООАП потребовало, с одной стороны, разработки различных средств концептуализации предметной области, а с другой – соответствующих специалистов, которые владели бы этой методологией. На данном этапе появляется относительно новый тип специалиста, который получил название аналитика или архитектора. Наряду со специалистами по предметной области аналитик участвует в построении концептуальной схемы будущей программы, которая затем преобразуется программистами в код. При этом отдельные компоненты выбираются таким образом, чтобы при последующей разработке их было удобно представить в форме классов и объектов. В этом случае немаловажное значение приобретает и сам язык представления информации о концептуальной схеме предметной области.
Разделение процесса разработки сложных программных приложений на отдельные этапы способствовало становлению концепции жизненного цикла программы. Под жизненным циклом (ЖЦ) программы понимают совокупность взаимосвязанных и следующих во времени этапов, начиная от разработки требований к ней и заканчивая полным отказом от ее использования. Стандарт ISO/IEC 12207, хотя и описывает общую структуру ЖЦ программы, не конкретизирует детали выполнения тех или иных этапов. Согласно принятым взглядам ЖЦ программы состоит из следующих этапов:

• Анализа предметной области и формулировки требований к программе
• Проектирования структуры программы
• Реализации программы в кодах (собственно программирования)
• Внедрения программы
• Сопровождения программы
• Отказа от использования программы

На этапе анализа предметной области и .формулировки требований осуществляется определение функций, которые должна выполнять разрабатываемая программа, а также концептуализация предметной области. Эту работу выполняют аналитики совместно со специалистами предметной области. Результатом данного этапа должна являться некоторая концептуальная схема, содержащая описание основных компонентов и тех функций, которые они должны выполнять.
Этап проектирования структуры программы заключается в разработке детальной схемы будущей программы, на которой указываются классы, их свойства и методы, а также различные взаимосвязи между ними. Как правило, на этом этапе могут участвовать в работе аналитики, архитекторы и отдельные квалифицированные программисты. Результатом данного этапа должна стать детализированная схема программы, на которой указываются все классы и взаимосвязи между ними в процессе функционирования программы. Согласно методологии ООАП, именно данная схема должна "служить исходной информацией для написания программного кода.
Этап программирования вряд ли нуждается в уточнении, поскольку является наиболее традиционным для программистов. Появление инструментариев быстрой разработки приложений (Rapid Application Development, RAD) позволило существенно сократить время, и затраты на выполнение этого этапа. Результатом данного этапа является программное приложение, которое обладает требуемой функциональностью и способно решать нужные задачи в конкретной предметной области.
Этапы внедрения и сопровождения программы связаны с необходимостью настройки и конфигурирования среды программы, а также с устранением возникших в процессе ее использования ошибок. Иногда в качестве отдельного этапа выделяют тестирование программы, под которым понимают проверку работоспособности программы на некоторой совокупности исходных данных или при некоторых специальных режимах эксплуатации. Результатом этих этапов является повышение надежности Программного приложения, исключающего возникновение критических ситуаций или нанесение ущерба компании, использующей данное приложение.
Примечание 8