Основы программирования

Самоучитель UML - Методология объектно-ориентированного программирования
Индекс материала
Самоучитель UML
Страница 2
Методология объектно-ориентированного программирования
Основные принципы ООП
Процесс разработки программ в среде Borland/Inprise Delphi
Методология объектно-ориентированного анализа и проектировани
Появление первых CASE-средств
Методология системного анализа и системного моделирования
Математические основы
Теория графов
Примеры неориентированного (а) и ориентированного (б) деревьев
Семантические сети
Диаграммы структурного системного анализа
Диаграммы функционального моделирования
Методология IDEFO
Диаграммы потоков данных
Основные этапы развития UML
История развития языка UML
Основные компоненты языка UML
Назначение языка UML
Общая структура языка UML
Пакеты в языке UML
Основные пакеты метамодели языка UML
Пакет Элементы ядра
Пакет Вспомогательные элементы
Пакет Механизмы расширения
Пакет Типы данных
Пакет Элементы поведения
Пакет Кооперации
Пакет Автоматы
Пакет Общие механизмы
модели сложной системы
Особенности изображения диаграмм языка UML
Примечание 32
Диаграмма вариантов использования (use case diagram)
Вариант использования
Актеры
Интерфейсы
Примечания
Отношение ассоциации
Отношение расширения
Отношение обобщения
Отношение включения
Рекомендации по разработке диаграмм вариантов использования
Все страницы


1.2. Методология объектно-ориентированного программирования

Со временем ситуация стала существенно изменяться. Оказалось, что трудоемкость разработки программных приложений на начальных этапах программирования оценивалась значительно ниже реально затрачиваемых усилий, что служило причиной дополнительных расходов и затягивания окончательных сроков готовности программ. В процессе разработки приложений изменялись функциональные требования заказчика, что еще более отдаляло момент окончания работы программистов. Увеличение размеров программ приводило к необходимости привлечения большего числа программистов, что, в свою очередь, потребовало дополнительных ресурсов для организации их согласованной работы.
Но не менее важными оказались качественные изменения, связанные со смещением акцента использования компьютеров. Если в эпоху «больших машин» основными потребителями программного обеспечения были крупные предприятия, компании и учреждения, то позже появились персональные компьютеры и стали повсеместным атрибутом мелкого и среднего бизнеса. Вычислительные и расчетно-алгоритмические задачи в этой области традиционно занимали второстепенное место, а на первый план выступили задачи обработки и манипулирования данными.
Стало очевидным, что традиционные методы процедурного программирования не способны справиться ни с растущей сложностью программ и их разработки, ни с необходимостью повышения их надежности. Во второй половине 80-х годов возникла настоятельная потребность в новой методологии программирования, которая была бы способна решить весь этот комплекс проблем. Такой методологией стало объектно-ориентированное программирование (ООП).
Фундаментальными понятиями ООП являются понятия класса и объекта. При этом под классом понимают некоторую абстракцию совокупности объектов, которые имеют общий набор свойств и обладают одинаковым поведением. Каждый объект в этом случае рассматривается как экземпляр соответствующего класса. Объекты, которые не имеют полностью одинаковых свойств или не обладают одинаковым поведением, по определению, не могут быть отнесены к одному классу.
Примечание 4
Важной особенностью классов является возможность их организации в виде некоторой иерархической структуры, которая по внешнему виду напоминает схему классификации понятий формальной логики. В этой связи следует заметить, что каждое понятие в логике имеет некоторый объем и содержание. При этом под объемом понятия понимают все другие мыслимые понятия, для которых исходное понятие может служить определяющей категорией или главной частью. Содержание понятия составляет совокупность всех его признаков или атрибутов, отличающих данное понятие от всех других. В формальной логике имеет место закон обратного отношения: если содержание понятия А содержится в содержании понятия В, то объем понятия В содержится в объеме понятия А.
Иерархия понятий строится следующим образом. В качестве наиболее общего понятия или категории берется понятие, имеющее наибольший объем и, соответственно, наименьшее содержание. Это самый высокий уровень абстракции для данной иерархии. Затем данное общее понятие некоторым образом конкретизируется, тем самым уменьшается его объем и увеличивается содержание. Появляется менее общее понятие, которое на схеме иерархии будет расположено на уровень ниже исходного понятия. Этот процесс конкретизации понятий может быть продолжен до тех пор, пока на самом нижнем уровне не будет получено понятие, дальнейшая конкретизация которого в данном контексте либо невозможна, либо нецелесообразна.
Примерами наиболее общих понятий могут служить такие абстрактные категории, как система, структура, интеллект, информация, сущность, связь, состояние, событие и многие другие. В процессе изучения этих категорий появляются новые особенности их содержания и объема. Именно по этим причинам всегда трудно дать им точное определение. В качестве примеров конкретных понятий можно привести понятие книги, которую читатель держит в руках, или понятие микропроцессора Intel Pentium П-300.
Примечание 5



 
Распродажи, скидки, акции Москвы: ежедневные скидки.